В середине XIX века Парагвай был одним из самых развитых в экономическом и военном плане государств Южной Америки. В экономике использовался изоляционизм и опора на собственные экономические возможности. Основная собственность, в т.ч. на землю принадлежала государству. Весь импорт облагался большими пошлинами, что делало его не выгодным. Парагвай был единственным государством в этом регионе, которое совсем не имело внешнего долга. Это, конечно, не радовало главного кредитора того периода – Великобританию, которая активно использовало закредитованность стран для давления на них и как инструмент для продвижения своих товаров.
Политические свободы в Парагвае того времени были сведены к минимум. Власть была узурпирована семейством Лопесов – сначала правил отец, Карлос Антонио Лопес, после чего власть перешла по наследству его сыну – Франсиско Солано Лопесу.
Имея достаточно большие успехи в экономике, Парагвай не мог их реализовать в полной мере не имея выхода в океан. Весь произведенный на экспорт товар Парагваю, как государству находящемуся в глубине континента, приходилось спускать по рекам Парагвай и Ла-Плата. А имея не очень добрые отношения с соседями, в лице Аргентины и Бразилии, Парагвай всегда находился под риском быть отрезанным от внешнего мира, поскольку реки проходили через территорию этих стран.
И в этой ситуации Франсиско Солано Лопес не нашел ничего лучшего, чем начать войну с Тройственным альянсом, в который помимо Аргентины и Бразилия входил так же Уругвай. Стоит отметить, что Парагвай загодя начал готовиться к этой войне и провел серьезную модернизацию своих вооруженных сил. На момент объявления войны вооруженные силы Парагвая почти в полтора раза превосходили по численности суммарную численность войск Тройственного альянс. Казалось, что Парагвай ждет неминуемый успех и первое время все шло для него более чем удачно. Войска Тройственного альянса были не готовы к войне и им потребовалось какое-то время, чтобы привести их в должный боевой вид, а так же отладить координацию между вооруженными силами трех стран. И тут стоит отметить, что одним из главных бенефициаров парагвайской войны опять таки оказалась Великобритания, которая щедро кредитовала участников Тройственного союза, рассчитывая посадить их в еще большую кабалу, а так же получить новый рынок сбыта в лице побежденного Парагвая. И так оно все собственно в дальнейшем и произошло.
Первые успехи Парагвая на поле боя вскоре сменились поражениями и после ряда крупных сражений, в 1866 году, через два года после начала войны, Тройственный альянс вошел на территорию Парагвая. Неся чудовищные людские потери, Парагвай вынужден был поставить под ружье даже детей начиная с девятилетнего!!! возраста. По всей стране развернулась партизанская война. Но ничего уже не могло остановить союзнические войска. 1 марта 1870 года они настигают в горах небольшой отряд во главе с Франсиско Солано Лопесом, который с возгласом «Я умираю за Родину», гибнет пытаясь переправится через реку Акидабан. Этот момент символизирует окончание Парагвайской войны.
И последствия ее для Парагвая были чудовищными! Вся экономика была уничтожена и выйти хоть на какой-то приличный уровень она не может и до сих пор, хотя прошло уже почти 150 лет. Парагвай лишился половины своей территории. Но самыми чудовищными были людские потери. Если на момент начала войны в Парагвае проживало порядка 500 тысяч человек, то за время войны было уничтожено более 60% населения – в живых осталось около 200 тысяч человек. Причем всего около 28 000 мужчин всех возрастов. Было уничтожено 90% мужского населения! Лично я не припомню чего-то подобного в мировой истории.
С целью ликвидации подобной демографической катастрофы, в стране была принята политика «Свободной любви», а по-сути было легализовано многоженство. Я так и не смог получить достоверный ответ на вопрос были ли приняты какие-то нормативные акты со стороны государства, а главное ввела ли официальное разрешение на многоженство католическая церковь. Или, понимая масштаб трагедии, общество на время стало более толерантно относиться к многоженству. Не нашел я и каких-то источников фиксирующих факт отмены этих правил. Так что скорее всего речь действительно шла о каком-то консенсусе в обществе.
На сегодняшний день на 100 парагвайских женщин приходится 103 мужчины. Но при этом 60% детей живут в неполных семьях. И из таких же неполных семей вышли восемь Президентов руководивших Парагваем в последнее время.
Франсиско Солано Лопес, развязавший войну приведшую к подобным последствиям, является главным национальным героем в Парагвае.