Недавно я уже писал об одной из знаменитостей Барбадоса — Рэйчел Прингл — первой черной женщины, которая, будучи выкупленной из рабства, смогла стать очень успешным, по меркам Барбадоса, предпринимателем. То, что свое состояние она сколотила на содержании ставшего самым популярным на Барбадосе борделя особого значения не имеет — по тем временам, тем более в колониях, это был абсолютно легальный бизнес. Да и чем еще могла заняться женщина с юности сама бывшая рабыней в таком же притоне…
А вот что стоит отметить, так это то, что свободным человеком, Рэйчел совершенно не побрезговала сразу же обзавестись своими рабами и до конца жизни активно использовать их труд. Казалось бы, хлебнув сполна все «прелести» невольничьей жизни, она могла бы быть более милосердной. Тем более, что конец XVIII века уже знаменовался крайне отрицательным отношением большей части общества к этому явлению и в большинстве метрополий оно было запрещено. Но оставалось в колониях, поскольку вся экономическая модель их существования и преуспевания зиждилась именно на использовании практически бесплатного труда рабов. И именно поэтому не стоит уж так сильно осуждать тетушку Рэйчел за ее нежелание отказаться от труда рабов, поскольку если бы она использовала труд свободных людей, то вынуждена была бы, в отличие от конкурентов, платить им заработную плату и в этом случае ее услуги стали бы неконкурентными. Так что это «just business» и ничего более.
Экспозиция в доме-музее Дж. Вашингтона, в Бриджтауне
Другое дело, что не имея родственников и детей, перед своей смертью миссис Прингл завещала все свое имущество своим близким знакомым. Попали в перечень завещаемого имущества и принадлежавшие ей рабы. И вот тут Рэйчел, на пороге смерти, могла бы проявить милосердие и освободить их, как когда-то ее саму выкупил и освободил один из клиентов. Но не освободила…
Куда более показательным выглядит пример Либерии — первого на черном континенте по-настоящему независимого государства.
И тут очень интересна сама история образования этого государства. Отмена рабства в Северных штатах США привела к тому, что на ее территории одномоментно появилось огромное количество свободных людей, бывших ранее рабами и получивших практически такие же права, как и белая часть населения. Это не вызвало большого восторга у белых, поскольку вчерашние рабы и в культурном и социальном плане сильно отличались от них. При этом черные получали определенные политические права, используя которые они могли влиять на изменение сложившихся в обществе порядков не в ту сторону, которая отвечала бы интересам белых. Вполне обоснованно опасаясь этого, вчерашние рабовладельцы развернули бурную деятельность по переселению чернокожих граждан на их историческую Родину — в Африку.
С целью исполнения этого благородного плана, в первой четверти XIX века, специально учрежденным для этой цели Американским колонизационным обществом был выкуплен большой участок земли на территории Западной Африки и в 1822 году туда прибыли первые переселенцы.
Сертификат о членстве в Американском колонизационном обществе, © Wikipedia.org
В очень короткое время их количество стало насчитывать несколько десятков тысяч и было провозглашено созданий нового и первого независимого на территории Африки государства — Либерии. Столицей государства стал город Мезурада, который был переименован в Монровию — в честь американского Президента Джеймса Монро — большого сторонника политики переселения черного населения Америки на их историческую Родину. Либерия полностью скопировала с США свое политическое устройство, даже флаг страны является переработанной копией американского.
Флаг Либерии с 1827 по 1847 гг., © Wikipedia.org
Привезли переселенцы из Нового света и многие пороки того общества. Если на территории США вчерашние рабы объективно были более отсталой в культурном и социальном плане частью общества, то в Африке они оказались намного более прогрессивной и развитой общностью, в сравнении с пребывавшем в первобытном состоянии коренным населением Либерии. И не мудрствуя лукаво, америко-либерийцы, как называли себя вчерашние американские рабы, де-факто организовали на территории вновь обретенной Родины рабство, поработив коренные народы. Конечно, рабство было не в новинку для Африки (в той же Мавритании оно и сейчас-де-факто присутствует), но вот от вчерашних рабов, которым судьба подарила свободу и целую страну в их распоряжение предоставила можно было ожидать другого поведения. И именно противостояние америка-либерийцев и представителей коренных народов Либерии является главным бичем этой страны. Прочного мира в этой стране нет, по большому счету, и сейчас. Не смотря на 200 лет независимости, Либерию и на сегодняшний день можно назвать failed state — несостоявшимся государством, все благополучие которого держится на финансовой помощи со стороны Европы и США, а порядок поддерживается миротворческими силами ООН.